lleo (lleo) wrote,
lleo
lleo

Categories:

Шкоде 125 лет

это перепост заметки, оригинал находится на моем сайте: https://lleo.me/dnevnik/2020/09/22

Автомобильному концерну «Шкода» — 125 лет. Повторяю. СТО ДВАДЦАТЬ ПЯТЬ ЛЕТ. История этого предприятия меня всегда искренне изумляла. В городе Млада-Болеслав в Чехии жил торговец книгами Вацслав Клемент.

Он был молод, начитан, прогрессивен и поэтому очень хотел иметь модный в то время гаджет — велосипед. Но где его взять в Чехии в те годы? В 1894 году он нашел в Чехии официального представителя дрезденской фирмы «Seidel&Naumann» госпожу Клиговцову и купил у нее вожделенный велосипед модели «Germania VI». Все бы хорошо, но велосипед оказался с браком — у него была искривлена рама, и цепь постоянно слетала с шестеренки. Когда это выяснилось, госпожа Клиговцова изобразила сложные щщи и ремонтировать велосипед отказалась — посоветовала обратиться к производителю. Тогда Клемент взял лист бумаги, тщательно описал проблему красивым слогом чешского книготорговца, приложил гарантийный талон, запаковал сам велосипед, и отправил всё это почтой немецкому производителю в город Дрезден. И вскоре получил ответ от директора филиала господина Фоерстера. На чистом немецком тот писал примерно так: «Если вы хотите, чтоб с вами кто-то разговаривал, потрудитесь писать письма на нормальном человеческом языке, а не на этом вашем албанском...» Здесь еще надо понимать, что Чехия тогда входила в состав Австро-Венгерской империи, вопросы национальной идентичности стояли особенно остро. Поэтому ответ немца Клемент воспринял как вопиющее хамство. И тогда книготорговец решил заняться производством велосипедов самостоятельно. Он нашел единомышленника — механика Вацлава Лаурина.

Клементу было 27 лет, Лаурину — 30. Молодые люди организовали в 1895 свой стартап — фирму «Laurin & Klement». Свои велосипеды они назвали «Slavia» — национальный ответ славян всем обнаглевшим немцам.

Вскоре «Laurin & Klement» приделали к велосипеду мотор:

И про них наконец услышали в Германии:

Велосипеды с мотором называли в те годы благородным словом «мотоциклетка». Вскоре колес стало три:

А с тремя колесами это был уже, сами понимаете, вполне себе годный транспорт:

Наконец колес стало четыре. Лаурин и Клеменс из городка Млада-Болеслав стремительно завоевывали мир, рекламируя автомобильные путешествия:

И автомобильный спорт:

Конечно машины продавались и в России:

Московское отделение фирмы находилось на Театральном проезде:

В Петербурге — на улице Бассейная, 6. Это была К слову сказать, это та самая Бассейная, которую мы знаем по стихотворению Маршака о «Рассеянном с улицы Бассейной», однако когда Маршак писал свой стих, Бассейная уже десять лет называлась улицей Некрасова, так она и называется до сих пор. Спустя полвека в Петербурге все-таки сделали улицу Бассейную, но уже в совсем другом месте. Но дело не в этом. «Laurin & Klement» шагали по миру, и в итоге автомобильное предприятие стало частью концерна Skoda, хотя еще некоторое время автомобили выпускались с двойными шильдиками.

Короче, поэтому я немного нарушил карантин и впервые с весны отправился на публичную тусовку — празднование 125-летие Шкоды в чешском посольстве:

Встретил невероятное количество знакомых приятных людей. Заодно там была представлена новая «Октавия», на фоне которой все фотографировались:

Рассмотреть ее пока толком не удалось, но забавно, что мне ее корпус своим дерзким скосом заднего стекла чем-то напомнил последнюю модель Маска, хотя знающие люди сказали, что наоборот. Протестировал багажник — багажник там совершенно невероятных размеров, хотя снаружи и не скажешь. Я был три раза там поместился:

В общем, дай бог каждому в свои 125 выглядеть так!



это перепост заметки, оригинал находится на моем сайте: https://lleo.me/dnevnik/2020/09/22
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments