lleo (lleo) wrote,
lleo
lleo

Category:

Размышления о профориентации детей

это перепост заметки, оригинал находится на моем сайте: https://lleo.me/dnevnik/2020/02/09

Интересный вопрос, кем будут дети, когда вырастут. И видят ли это их родители? Недавно был у нас с бабушками разговор, о том, кем будет Стаська.

Моя бабушка (Стаськина прабабушка) считает, что Стасик должен вырасти программистом, потому что он очень хорошо ладит с техникой... Интересно, говорю я ей. А с чего такой вывод делается? Ребенок сидит с мобильником и играет в Майнкрафт — вот и всё его общение с техникой. Заинтересовался ли он, например, программированием собственных уровней в этой игре, которая, по слухам, что-то похожее позволяет? Насколько я понимаю, нет, это его не интересует. Или вот тоже хороший вопрос про человека, якобы имеющего склонность к технике: есть ли у Стаськи коробка, заваленная деталями и собственными поделками? И даже больше: собрал ли этот любитель техники за свои 12 лет коллекцию личных домашних инструментов? Есть ли у него хотя бы своя отвертка? Очевидно нет. Фонарик есть, батарейки есть, а вот что-то для ремонта — хотя бы изолента — этого нет. При том, что у отца куча всевозможных инструментов и деталей — бери не хочу. Может, не хочет? Бабушка задумалась.

Еще моя бабушка уверена, что Стаська хочет играть на пианино. А проблема только в том, что у него этого пианино нет. Но это можно поправить, потому что бабушкина подруга готова абсолютно бесплатно отдать свое старое пианино, бабушка уже договорилась. И если это старое пианино привезти в Чертаново и поставить там, то Стаська, приезжая, обязательно захочет учиться играть... Беда даже не в том, что пианино не бывает «абсолютно бесплатно» — затраты на грузовик, грузчиков и настройщика превышают стоимость если не электронного пианино, то уж электронных клавиш для компьютера точно. И беда даже не в том, что пианино у Стасика есть — прекрасная электронная Ямаха с классическим тяжелым ходом клавиш у его мамы всегда рядом. Беда в том, что Стаська никогда никакого интереса к игре на пианино не выражал. И даже такой музыкой, которую можно было бы исполнить на пианино, сроду не интересовался. Ладно, бабушке удалось объяснить, что пианино не нужно. А дело в том, что бабушке всегда (думаю, все её 101 год) нравилось пианино и техника. Правда, сама она играть не умеет, она архитектор, инженер-проектировщик. Но у нее муж играл, мой дед. И пианино всегда было у нее в доме — лишь десять лет назад мы уговорили ее его отдать, оно даже не строило, там чугунная рама лопнула. И дочку свою — мою маму — она учила играть на пианино. И мама играла неплохо, хотя ей это не нравилось — она мечтала о гитаре...

И вот сейчас моя мама (Стаськина бабушка) считает, что Стаське нужен спорт и музыка. Особенно — гитара. Про спорт вопросов нет — спорт нужен, нравится это ребенку или не нравится. Вот мы, например, на каток ходим каждые выходные. Но надо сказать, что гитара — это в нашей семье особая тема. Юность мамы пришлась на шестидесятые — время, когда в любой компании танцевали под акустическую гитару. Гитарист, распевающий чужие песни, был душой каждого коллектива и желанным гостем на каждой кухне. Гитара была сакральна. Сейчас, по моим наблюдениям, такой проблемы вообще нет: у каждого — наушники, в каждом доме — музыкальная колонка, и напрочь отсутствует потребность насладиться популярными шедеврами в гитарном исполнении местного Лёшика. Ну а танцевать на прокуренных кухнях под музыку было не принято даже в моей юности. Да и что вообще из современной музыки можно с чувством петь под акустическую гитару в 2020? «Вахтёрам» Бумбокса, которой уже 15 лет, и ее поют только старички и питерские бомжи категории 30+? Аффинаж «Содом и Гоморра»? Может, кто-то думает, что Цой жив для сегодняшнего 12-летнего подростка, а не где-то между Моцартом и динозаврами? Сам жанр гитарной песни ушел в прошлое. Что касается Лёшика, то если Лёшик не автор собственных песен, ему в современной молодежной компании места нет вообще. Кому сегодня интересно слушать непрофессиональный кавер знаменитого хита в нищей акустической аранжировке? Езжай, Лёшик, в караоке, запрись и пой, там тебе самое место... Но о том, что мне следует научиться играть на гитаре, чтобы достичь уважения в коллективе, я узнал с самого раннего детства. Когда я пошел в первый класс, и музыкальная школа в определенный день объявила, что проводит прослушивание, я получил убедительные инструкции — попросить записать меня на гитару. По итогам прослушивания предсказуемо выяснилось отсутствие слуха, голоса и нужного для гитары размера ладошки, поэтому в гитаре мне было отказано, а взамен предложили инструмент, конструктивно несовместимый с пением, почти не требующий музыкального слуха и подходящий к миниатюрному размеру пальцев — блок-флейта. Я год ходил в музыкальную школу — учился игре на блок-флейте и страдал на сольфеджио. Когда мне было 11 лет, была сделана вторая гитарная попытка. Мама нашла на районе клуб гитары и привела туда меня, мою сестру, и сама тоже пошла с нами учиться. Не получалось у всех троих. У меня болели пальцы, петь вслух я отказывался по причине уже давно понятного мне отсутствия голоса, вдобавок было совершенно нясно, зачем мы разучиваем дурацкие три вида струнного перебора и какой-то вальс Карулли. В общем, было бы странно, если бы со временем моей маме не пришла в голову идея обучать гитаре теперь и внука Стаську. В те дни, когда он у нас, он занимается с преподавателем. Мама уверяет, что он сам захотел, сам выразил желание, и ему нравится. У меня есть подозрение, что ему нравится не более, чем нравилось мне — наверняка я тоже отвечал «да» на вопрос, нравится ли мне. Детям же вообще всё нравится, особенно на прямо поставленный вопрос. Не вижу ни особых успехов, ни особого желания у Стаськи, но бога ради, музыка, общее развитие, всё такое. По-любому полезно, я только за. Вопрос в другом, вопрос чисто теоретический.

Вот я вспоминаю свое детство: маленький Леня Каганов, чем он интересовался? С четырех лет дом был завален какими-то говноподелками из картона, позже — радиодеталями, лампами, трансформаторами и проволокой, притащенными со всех свалок района. Конечно, у Лени дедушка и отец, которые научили его, как пилить лобзиком, выжигать аппаратом и паять большим самоварным паяльником электрические провода. Но электроникой никто в семье не занимался, объяснить, как работает транзистор, было некому, приходилось самому читать какие-то детские журналы. Вторым увлечением маленького Лёни Каганова было, скажем так, эстрадное творчество. С пяти лет Леня по праздникам устраивал какие-то домашние шоу, заморачивался, писал сценарии, сочинял стишки, сценки и пародии для самодельного кукольного театра. А когда пошел в школу, типичная запись в дневнике гласила «острил на уроках, отвлекал учителя и класс». Что, собственно, логично и предсказуемо, и сегодня ни у кого не возникнет сомнений, что я в детстве был именно таким, потому что личность формируется прямо с рождения. Возникает вопрос: пришло ли родителям в голову, видя всё это, взять за руку маленького Леню Каганова и отвести, скажем, в радиокружок ближайшего Дома пионеров? Пять остановок на автобусе, сам не догадается и не дойдет. Нет, как-то не было такой идеи. Потом, уже лет в 13, я сам приехал записываться в радиокружок и мне там даже подарили шаговое реле, но было уже не интересно с малышами, через год я уже учился в техникуме. А пришло ли в голову родителям взять и отвезти, скажем, в театральный кружок, наверняка такие тоже где-то были? Чтоб на уроках не класс отвлекал, а тихо сочинял шутки, зубрил роли и готовился к тому выступлению, что после уроков? И снова нет. Вместо этого в 4 года ребенка отправили учиться рисованию. Бумагу конечно он калякал, как все дети, но никакого интереса к этому делу не выказывал, и машинку от птички на его рисунках было не отличить. В 7 лет — учиться музыке, если не гитара, то флейта. Хотя к музыке тоже был равнодушен. Ну и конечно регулярно пытались пристроить во всякий спорт — от бокса и гимнастики до настольного тенниса и даже фехтования, хотя тоже никакого интереса не проявлял. При этом я отнюдь не жалуюсь на родителей — ей богу, все, что мне было нужно, я сам себе нашел позже, вопрос-то не в этом.

Теперь вернемся к Станиславу нашему Леонидовичу. Чем он увлекается в свободное время? Уж точно не паяет провода, хотя паяльник — вот он всегда на столе, и уроки паяния отец ему давал. И совсем не интересуется судьбой программируемых электронных роботов, сваленных в шкафу. И не пытается осчастливить домашних, показав им из подручных кукол пародию на Чебурашку собственного сочинения. Также он, очевидно, не поет себе под нос песенки в любую свободную минуту и вовсе не мечтает когда-нибудь выйти на сцену и ударом по звонким гитарным струнам собирать залы колбасящихся фанатов. Также не показывает интереса к футболу, фехтованию, и даже к восточным боевым искусствам, хотя регулярно качает и смотрит японские мультики и сериалы. Что же он делает в минуты, свободные от уроков и компьютерных игр? Например, он может пальцем рисовать японские иероглифы на запотевшем оконном стекле. Или карандашом в блокноте. Ему вообще очень нравится повторять иностранные слова, даже не понимая смысла. У него в школе преподают английский, который он очень хорошо усваивает, и с прошлого года у них начался итальянский, который ему тоже нравится. Но даже не итальянский является его страстью. Он где-то скачал себе электронный курс японского и уже второй год выучивает японские слова, повторяет их в наушниках, переписывает в тетрадку... Японскому его точно никто не учил, никто не советовал начать его учить. Школьные уроки делать его не загонишь, на гитаре позаниматься — тоже, но при этом ребенок охотно сидит с тетрадкой и учит иероглифы. И что с этим делать — вообще непонятно, он живет в Климовске, там как-то нет японских центров. Но главное: чтобы мне в мои 10 лет пришло в голову по своей воле зубрить японские иероглифы... да боже упаси. А его — хлебом не корми, только покажи новое японское выражение. Я ему шлю какие-то сетевые приколы и переведенные картинки, так он мне в них неточности перевода находит...

При всем при этом мама ребенка считает, что его интересует рисование и архитектура (он сам так неоднократно говорил голосом вслух). Бабушка ребенка считает, что его интересует гитара, спорт и танцы. А прабабушка ребенка предполагает, что его путь — техника, электроника и программирование, ну и пианино. Я, возможно, тоже ошибаюсь в своих наблюдениях. И скорее всего, когда-нибудь Стаська укоризненно скажет: мол, как же так, родители, почему вы меня с детства сразу не отдали в кружок по химии? Или в студию по дизайну шрифтов? Или на курсы видеомонтажа? Я из-за вас столько лет зря потерял!

Но угадать это сложно. Остается лишь задаваться вопросом: а четко ли мы видим, что интересует наших детей? И не пытаемся ли спроецировать на них собственные интересы или нереализованные мечты, убедить их, что им это нравится? И получить от них ответ «да» вслух голосом, который считаем осознанным взвешенным мнением взрослого человека?

Расскажите, а чем вы интересовались в детстве? И чему вас учили? Тому же самому, чему вы были готовы посвящать любую свободную минуту? Как часто вы говорили родителям, что вам не нравится то, чему вас повели учиться? И чему вы учите теперь своих детей? И почему уверены, что им интересно именно это?



это перепост заметки, оригинал находится на моем сайте: https://lleo.me/dnevnik/2020/02/09
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment