lleo (lleo) wrote,
lleo
lleo

Category:

фильм "Вторжение"

это перепост заметки, оригинал находится на моем сайте: https://lleo.me/dnevnik/2020/01/25

Для начала надо сказать, что мне вообще нравится то, что делает Бондарчук еще со времен «Девятой роты». И напомню, что предыдущий фильм «Притяжение» я оценил на пять с плюсом (да, у вас есть другое мнение, но вы и сами уже догадываетесь, сколь сильно оно меня может заинтересовать). Вчера была отсмотрена вторая часть — «Вторжение», и сегодня расскажу о ней.

Сразу договоримся: я не понимаю понятие «спойлер». Первый фильм я смотрел два раза, получив второй раз не меньше положительных эмоций, чем когда не знал сюжета. Перед вторым фильмом я прочитал пару отзывов и сюжет в общих чертах представлял, но смотреть это мне не помешало. Поэтому дальше будут спойлеры. И всех, кому завуалированный пересказ сюжета может испортить просмотр, прошу прекратить чтение.

Итак. Вообще писать продолжение успешного законченного фильма — крайне сложная задача. Сюжет, завершившийся удачной женитьбой, полным разгромом врага, а то и обретением божественной силы, продолжать на первый взгляд просто нечем. Выкинуть старое и начать с чистого листа новую историю, да желательно с новыми героями, обычно не позволят ни продюсер, ни зритель. Поэтому задача решается одним из трех способов, я бы их назвал так:

1) «На те же грабли» — это когда сюжет следующей части повторяет предыдущую. Мальчик потерялся в одном аэропорту и его искали полтора часа, а теперь он потерялся в другом. Герой разгромил логово наркомафии и спас дочь, а теперь он разгромит логово террористов и спасет сына. И так далее. Просто, но утомительно.

2) «Есть враг пострашнее» — установившемуся благополучию снова конец, ставки растут. Пришел Терминатор сильнее предыдушего. А предыдущий из врага превратился в друга, и теперь они вместе мочат новое чудовище.

3) «Отношеньки развиваются» — герои продолжают закономерные этапы свого жизненного пути, который наполнен уже новыми проблемами: молодожены вынуждены биться с ядовитой родней, рожают и воспитывают детишек, охраняют семейный очаг от врагов и преодолевают кризисы разного возраста. Для комедийных фильмов типа «Шрек», «Гадкий я», «Монстры на каникулах» — отличный ход.

Авторы «Вторжения» в принципе использовали все три приема.

НА ТЕ ЖЕ ГРАБЛИ

Прозвучавший в первых кадрах забавный тезис «Чертаново не должно повториться!» по факту обернулся повтором Апокалипсиса, только уже для ЦАО Москвы. Снова сверху нагнетал обстановку исполинский аппарат злых пришельцев. Снова разрушения домов и паника. Снова центром принятия решений оказались мудрые и доблестные российские силовики. Которые, несмотря на мудрость, снова с ситуацией не справлялись без помощи наших простых героев. И снова это было очень красиво нарисовано по высшим голливудским стандартам. Из повтора приема мы можем сделать вывод, что сюжет о катастрофе в отдельном районе Москвы авторы все-таки считают основой и своей главной фишкой. И значит, оба фильма задумывались в жанре фильм-катастрофа.

Это немного меня смущает, потому что первый фильм я воспринимаю, наоборот, как глубокую социальную фантастику. Напомню, речь там шла о прилетевшем с неба агрессивном чудовище, а в итоге оказалось, что самое агрессивное чудовище — это мы, население Земли, со всем нашим варварством и комплексами. Сделан этот плавный переход был так тонко, с таким вкусом, такой детализацией и достоверностью, что первый фильм привел меня в восторг.

Во втором фильме социалки нет. Была попытка. Имелась небольшая линия о вселенской пропаганде и лживом компромате, и красивейший эпизод, когда зомбированные граждане все-таки не поддались вложенному в их головы и не пошли убивать того, кого им настойчиво поливали грязью из каждого утюга. Но этот эпизод оказался таким коротким (несколько секунд) и так потонул (в буквальном смысле) в калейдоскопе последующих событий, что на тему фильма не тянет. Да и вообще его вряд ли многие заметили. Больше никаких психологических поворотов в новом фильме не нашлось — все герои (включая бывшего врага Петрова) с самого начала поклялись действовать на общее благо, всю дорогу были практически заодно. Даже отец-генерал здесь выглядит просто силовиком, лишенным каких-либо конфликтов с дочерью и душевных тревог, которые делали его образ сложным и многомерным в первом фильме. Интересно, что все главные герои к финалу показали похвальный героизм и каждый (каждый!) выбрал себе путь с намерением отдать жизнь во имя человечества и справедливости. Некоторым даже это удалось.

ЕСТЬ ВРАГ ПОСТРАШНЕЕ

Честно сказать, в первом фильме врага не было. Было роковое стечение обстоятельств, всеобщее непонимание и строгий, но логичный Протокол инопланетного корабля-автомата по имени Сол. Но ко второму фильму герою удалось как-то хакнуть свой корабль. То ли он замкнул нужные контакты, то ли объяснил механизму что-то важное про человеческую душу — наподобие тех лекторов, которые в начале каждого из фильмов, стоя у школьной доски, настойчиво пытались нам вдолбить очень важные для нас, людей, философские истины. У лекторов это получилось не очень. Мораль, заявленная во втором фильме, для меня осталась неясна уже совсем — что-то там про грядущий искусственный интеллект, который, в отличие от нас, людей, будет это... как его... искусственным будет... Тут мысль обрывается. Но у героя-Принца, вероятно, получилось объяснить лучше. Так или иначе, робот-корабль Сол оказался приручен героем, забыл свой Протокол и отныне стал сообщником и безмолвным слугой во всех делах своего питамоца. Но оказалось, есть в Галактике вещи и посильнее Сола...

ОТНОШЕНЬКИ РАЗВИВАЮТСЯ

В первом фильме история была красивой и понятной: девушка, обремененная отношениями со своим бывшим, встретила прекрасного Принца, чем вызвала неудовольствие бывшего. История завертелась на ярких и понятных всем эмоциях. Никто из зрителей первого фильма не задавался вопросом, как, где, и с кем жил раньше Небесный принц. Мы приняли как данность, что он одинокий галактческий странник, и если не девственник, то по крайней мере, давно и абсолютно свободен... А зря.

Второй фильм стал зеркальным отражением первого. Буквально: с неба прилетела ответочка. Да, Небесный принц выжил. Да, он по-прежнему любит нашу земную Золушку — не менее, чем она его. Но в анамнезе Небесного принца имеется другая баба (а может, даже жена), которой по понятным причинам совершенно не понравилась его романтическая командировка на Землю. Небесную бабу зовут Ра. Она могущественна и сильна, и ее требования вполне понятны: Принц должен вернуться и покаяться, а коварная разлучница должна быть непременно, непременно уничтожена физически. Это даже не обсуждается. Чтобы уничтожить соперницу и вернуть парня, Ра использует самые грязные способы борьбы женского арсенала — вплоть до откровенной лжи, подтасовок, компромата и публичного обливания разлучницы грязью. Из каждого мобильника, из каждого утюга жителям Земли внушается, что Золушка — самая мерзкая из преступниц. Не добившись физического уничтожения, взбешенная истеричка Ра начинает уничтожать Москву. И лишь самоотверженные действия героев, самые сильные в мире российские боеголовки и загадочные подводные пассы руками, выполненные нашей Золушкой чисто интуитивно (и совершенно нелогочно в рамках складного, казалось бы до некоторых пор, НФ-сюжета) помогли разбомбить взбесившуюся бывшую. Конечно, бомбить бывших некрасиво. Даже если они небесные монстры. Поэтому в фильме ни разу не произносится вслух, что Ра — это бывшая. Но это единственная версия, способная логично объяснить происходящее. Не догадаться тут невозможно.

Если считать, что любой сюжет — это притча, рассказывающая об эпохе и умонастроениях современников, то одна деталь в фильме «Вторжение» выглядит грустной. Я имею в виду линию силовиков. Россией в фильме правит уже не Президент, не Парламент, не Дума, а некий генеральный комитет, эдакое ЦК, состоящее из высших военных чинов. Высшие силовики умны, героичны и, конечно, всех переиграют. И Запад им не указ. Они помногу заседают в своем зале заседаний. Сурово, по-военному, спорят. Но в итоге довольно коллегиально принимают непростые, но важные для мира решения. Для силовиков всё происходящее выглядит вторжением врага, который захватил наш интернет и сеет там смуту, наполняя эфир провокациями, дезинформацией и наглым искажением слов и команд руководства страны. За три секунды осознав, что происходит, и не впав во взаимные подозрения (я о сообразительности силовиков худшего мнения, но не суть), силовики принимают единственно верное и давно выстраданное решение: отключить нафиг этот наш интернет. В ход снова идут катушки с телефонной проволокой, из музеев вынимаются дисковые телефонные аппараты — кинокомпания «двадцатый век факс», короче. А чужестранного врага, посмевшего засирать мозги нашим гражданам при помощи интернета, разумеется следует превентивно долбануть космической ядерной ракетой. Которой у нас, как мы все знаем, нет. Хотя, как мы все знаем, всё же есть. (Здесь авторы тонко иронизируют над тем, что у России, в отличие от США и Китая, до сих пор нет ракеты, способной поражать объекты в космосе). Общий месседж этой линии фильма, увы, прозрачен: не смейте искажать российские реалии этими вашими могучими цифровыми технологиями, иначе интернет россиянам мы отключим, а вас атакуем ядерной боеголовкой, чего бы нам это затем ни стоило. Я даже думаю, что авторы фильма выдали этот тезис неосознанно. Однако это совершенно не важно — месседж настолько в духе эпохи и наших современных умонастроений, что нет никакой разницы, написано это сознательно или приплыло из коллективного бессознательного.

В заключение хочу сказать следующее: если вам показалось, что фильм я критикую и он мне не понравился, то нет, это не так. Да, второй фильм лишен той психологической красоты, что я нашел в первом, и шедевром я его уже не назову. Однако все равно это очень крепко сделанный фильм-катастрофа — с прекрасными персонажами, небольшими искорками юмора и обалденной компьютерной графикой. По своему уровню — и по сценарию, и по технике, и по съемкам — он безусловно превосходит средний уровень голливудских фильмов-катастроф. Так что посмотреть его рекомендую. Твердая четверка с плюсом.



это перепост заметки, оригинал находится на моем сайте: https://lleo.me/dnevnik/2020/01/25
Tags: кино
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments