lleo (lleo) wrote,
lleo
lleo

Categories:

Казахстан: атомное озеро

это перепост заметки, оригинал находится на моем сайте: http://lleo.me/dnevnik/2018/09/27.html

Это атомный ветер. Дикий, шквальный ветер дул на рукотворном атомном озере в казахской степи — раздувались защитные комбинезоны. Сегодня я продолжу рассказ о недавней поездке в Казахстан на ядерные полигоны. В прошлом посте я рассказывал о поездке на ядерный полигон «опытное поле» к месту наземного испытания первой советской атомной бомбы, а позже — первой водородной. Достаточно грязное место даже после многолетних попыток очистить почву, и оно останется таким навсегда (полураспад, скажем, плутония 24 тысячи лет). Нужны ли были эти испытания? Многие считают, что нужны, что это ядерный щит страны, а не будь их, нас бы давно завоевала Америка (подобно тому, как она завоевала все страны, у которых не нашлось атомного оружия). Допустим. Оборона, наука — всё понятно. Но нужны ли были эти испытания именно наземными? Допустим, нужны. А нужно ли было их проводить так, как их проводили, без полноценной защиты и эвакуации местных жителей? Ну допустим, нужно. Секретность, всё такое. А нужны ли были испытания в таком количестве: на одном только Семипалатинском полигоне 456 ядерных взрывов на протяжении 42 лет (ответ о жизни, вселенной и вообще)?

Однако сегодня мы будем говорить вовсе не про военный щит Родины, потому что на войну можно списать всё. Мы поговорим про «мирные» эксперименты с атомом. Перед нами продукт советских идей «Мирного атома» — проект очера Чага́н или «Испытание 1004». Первый советский промышленный термоядерный взрыв, произведенный 15 января 1965 года на Семипалатинском полигоне (GPS на карте). Идея была такая: на глубине 700 метров закладываем водородную бомбу мощностью 170 килотонн (мощность бомбы в Хиросиме была 20 килотонн), взрывом выбрасывается около 10 млн тонн породы и получается воронка-колодец диаметром в полкилометра и очень глубокая — 100 метров. Эту воронку по весне наполнит водой местная одноименная речушка, пересыхающая в разгар лета. И отныне для сельского хозяйства и скота будет огромный резервуар чистой питьевой воды. Сама идея создания питьевых озер при помощи атомных взрывов возникла в Советском Союзе в 1962 году, только в одном лишь Казахстане планировалось создать около 40 искусственных водоёмов... Но если кто-то думает, что в то время человечество ничего не знало о смертельной опасности радиации, я напомню, что в том же самом 1962 году вышел на экраны великолепнейший советский кинофильм Михаила Ромма Девять дней одного года о судьбах советских физиков-ядерщиков, погибающих от полученных на работе доз. Все всё знали.

Первые послевоенные десятилетия дали всему миру невероятный скачок идей во всех областях — от атома и космоса до литературы. В частности с 1949 года ведут свое существование юмористические «законы Мерфи», названные по имени некого капитана Мерфи, инженера американской авиабазы, который изрек гениальное: «Всё, что может пойти не так, пойдет не так»1 Позже острословы сформулировали другие шутки, в частности «закон грязи»: «Чтобы что-то очистить, нужно что-то испачкать» с «дополнением Фридмана», которое гласило: «Можно всё испачкать, ничего не очистив» Всё вышеперечисленное как нельзя лучше описывает работу с радиоактивными технологиями. Во-первых, что-то пошло не так. Обломки скальных пород весом в тысячи тонн, вспучившаяся земля и выброшенный грунт перекрыли русло речушки. И вместо круглого глубокого колодца, волшебным образом возникшего около пересыхающей речушки, появилась дамба, которая перекрыла русло и речушка разлилась здоровенным разливом. Который, понятное дело, то есть, то усыхает, и в любом случае ради такой простой задачи, как перегородить речку, термоядерный взрыв был совсем не нужен:

Само круглое озеро тоже возникло, вы его видите на фотке выше. Но оказалось безжизненным. Почему-то предполагалось, что термоядерный взрыв будет «чистым»: 94% энергии уйдет на реакции термоядерного синтеза, а не расщепления, как при взрыве обычной атомной бомбы, и поэтому радиоактивных продуктов не будет. Кто из начальства так думал, имея уже богатейший опыт испытаний и медицины радиоактивных поражений — загадка. 20% радиоактивного выброса ушло в атмосферу и накрыло 11 населённых пунктов, 2000 человек. Полученные дозы в первые годы взрыва составляли 14 бэр (предельно допустимая норма 0,5 бэр в год или 5 бэр за 50 лет). Еще 30-40% выброса ушли в образовавшийся отвал породы вокруг воронки: гамма-излучение в первые сутки было 30 рентген/час, через 10 дней — 1 рентген/час. Чтобы понимать: обычный природный фон составляет около 0.000014 рентген/час.

Сегодня, спустя полвека, общее гамма-излучение на берегах подвыдохлось, но сколько там бета-излучения и сколько там плавает частиц, которые можно вдохнуть или выпить с водой, чтобы отныне этот микрорентген/час действовал в тканях твоего организма каждый час оставшейся жизни — загадка. Это место (как и город Припять) отныне вычеркнуто для жизни человека. Потому что радиация не имеет безопасной дозы — любое излучение просто нарушает что-то в тканях и увеличивает риск онкологии и других заболеваний.

Газета «Известия» в 1966 году бодро рапортовала: «В результате было создано прекрасное озеро Чаган с чистой прозрачной водой. Местность преобразилась. На берегу мы находили большие прозрачные кристаллы гипса, которые были вскрыты взрывом.» Кристаллы — прекрасные, факт, сам их видел. Породы здесь самые разноцветные — взрыв выбросил наверх геологию самых разных слоев. Но считать воду чистой и пригодной для питья мало кто решался — ни в 1966, ни сегодня, в 2018.

Тем не менее, местным людям сложно понять, что такое опасность. Пока мы гуляем по берегам озера в радиационных скафандрах и масках для защиты дыхания, тут же рядом пасутся кони, а рыбаки с детьми жарят на берегах уху из выловленной рыбы. Правда — выловленной не в самом озере, а в разлившейся реке:

Вы спросите: а как живность? Ведь живет же рыба рядом, пасутся кони, а в пруду на месте первого атомного взрыва (о котором я рассказывал в первом посте) живет даже уточка... Значит, можно жить? Вот это отдельная интересная тема. Да, уточка живет (подчеркну: это фотка не с Атомного озера, а с места первого испытания в сотне километров):

Итак, уточка. Вообще живность заполняет любое место, где прекращает проявляться человек. Леса Чернобыля переполнены диким зверьем. Но тут надо понимать, что у Природы и Человека принципиально разные представления о жизни. Вот пруд посреди степи, где живет уточка, а под ней — улитки, водоросли и головастики. Сколько уточек может прокормить пруд? Предположим, пять. Это значит, что Природа готова тут разместить пять уток. Если появится шестая — она, грубо говоря, умрет от голода. Точнее, возрастет смертность птенцов, а самые ослабленные станут легкой добычей хищника — в общем, Природа поддержит численность в 5 уток в сезон. То есть, за 10 лет — 50 утко-лет. Однако, Природе глубоко наплевать, проживут ли 5 уточек все 10 лет, либо это будут 25 разных уточек, которые станут меняться раз в два года, рано умирая от болезней. Природе так даже удобнее. А с точки зрения заезжего туриста, на озере в любой момент живут 5 здоровых уточек (больных съедают хищники). Это конечно очень грубая модель, но она иллюстрирует, что некоторые идеи (жить поменьше, но почаще) вполне устраивают Природу, но почему-то совершенно не устраивают Человека... Но вернемся к озеру. Вокруг много попыток исправить русло: в 1965 русло речки соединили с воронкой каналом, который построили с помощью обычных химических взрывов и техники (кабины бульдозеров закрывали свинцовыми листами в полсантиметра). Рядом строили всякие отводы русла, но речка в общем-то все равно течет, как ей захотелось.

Если кто-то меня не так понял — уточню. Я считаю такие «эксперименты» преступными и безответственными. И мне больно, что их в таких объемах проводил Советский Союз, в котором я родился. Однако не один СССР занимался подобным. Проект «Чаган» задумывался как аналог американского проекта «Sedan» — американцы точно так же устроили 104-килотонный термоядерный взрыву для выброса породы 6 июля 1962 года на полигоне в штате Невада, это был первый в мире «промышленный» ядерный взрыв. И тоже никакой пользы для хозяйства получить не удалось. Как грустно заметил наш коллега по поездке Аслан Шауей kak-eto-sdelano, они бы ещё пшеницу пытались ядерным взрывом разбрасывать по далеким полям...

Над озером я все-таки рискнул чуть поднять дрон, несмотря на дикий шквальный ветер. Все-таки мы ехали сюда три часа чтобы сделать репортаж... Дрон поднялся. И даже вполне уверенно держался. Но когда я поднял его повыше, через какое-то время его стало уносить все дальше и дальше в озеро... Хорошо, там есть кнопка «вернуться домой», по которой выставлена траектория возврата в исходную точку с вертикальным подъемом на 150 метров (в городе это полезно, чтобы точно обогнуть здания). На этой высоте ветер, видимо, был не таким сильным, поэтому дрон вернулся, и его даже удалось успешно приземлить на крышу фургончика (чтобы не испачкать лапки о зараженный грунт):

2018 09 02 13 43 56 — Атомное озеро с дрона

 

На обратном пути мы заехали посмотреть на укрытие-бомбоубежище. Оцените, какой многотонной «закаткой» здесь прикрывали вход от ядерной волны:

По дороге домой у нас немножко развалилась машина. Машина оказался самец:

Но водитель умело отвинтил ненужные части (раздатку задних колес), мы поехали по степи дальше, и успели на поезд.

PS: Кому интересны географические и дозиметрические подробности наших поездок по полигону, я использовал KSM-7 — самодельный (но хорошо откалиброванный) дозиметр-трекер Юры Ильина, в мире их пока четыре штуки. Трассы поездки, записанные дозиметром (примеры вы видели на скриншотах выше) в формате KML, можно скачать одним файлом здесь, а далее смотреть в любом вьювере KML-файлов, например онлайн Загружаем в него все файлы KML интересующего дня и любуемся. Надо отметить, что основная часть степей на некотором удалении от точек испытаний совершенно чиста по гамме. Бета, понятное дело, летит на расстоянии до 10 сантиметров (а альфа — до сантиметра), поэтому измерять надо пробы грунта в лабораторных условиях. Чем и занимается институт радиационной безопасности Казахстана, пытаясь понять, что делать с этим нелегким советским наследием.

Также советую глянуть заметки моих друзей по поездке:

Алексей Надежин: https://ammo1.livejournal.com/974055.html
Аслан Шауей: https://kak-eto-sdelano.livejournal.com/896976.html



это перепост заметки, оригинал находится на моем сайте: http://lleo.me/dnevnik/2018/09/27.html
Tags: радиация
Subscribe

  • Ереван, шахматы, Магнус, Левон, священники и депутаты

    Сегодня снова о шахматах. Шахматы — поучительная игра. Честно говоря, я уверен, что если рассмотреть все варианты всех возможных ходов в каждый…

  • Армения - уникальные редкости и красоты

    Продолжаю рассказы про Армению. Это первое государство, принявшее христианство, поэтому здесь огромное количество старинных храмов. Но это храм…

  • Ереван - Магнус

    Извините, что так долго не писал — почти не был дома. Из Выксы в Питер, оттуда в Чехию (о, там было много интересного, расскажу отдельно), из Чехии…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments