Что мы забыли? Мы забыли, что моя задача — освещать в своем блоге всё, что происходит у нас с программой муниципальных депутатов. Вы же помните, что я иду в муниципальные депутаты родного Чертаново? И сейчас я с некоторым опозданием начну наверстывать наши путевые заметки. Ведь поскольку я у вас писатель и журналист, то в частности одно из моих главных правил — освещать все происходящее. И на этапе самих выборов, и тем более в случае избрания. И сейчас я этим займусь.
Глава 1. Откуда всё взялось: дауншифтинг по-депутатски.
Меня спрашивают знакомые: с чего вдруг тебе пришло в голову пойти в депутаты? Честно скажу: с детства не мыслил себя чиновником на службе. А потом как-то сложилось. Началось все в прошлом году, когда мой друг Миша Батин, очень умный человек, гуманист и идеолог идей продления жизни, сказал, что идет в депутаты Госдумы. Я очень за него порадовался и даже позавидовал: вот же у человека энергия и харизма! При следующей встрече Миша спросил, а не хочу ли я пойти тоже? Места еще остались. Я очень удивился и конечно отказался: ну какой из меня депутат Госдумы? Однако мысль прицепилась. И при следующей встрече я уточнил, о чем вообще речь и как это всё? История оказалась забавная: экологическая «Партия Зеленых» собирала партийный список своих кандидатов. Требовались люди с паспортами, и желательно, чтоб их не стыдно было показать. Поэтому общественные деятели вроде Батина, футурологи вроде Турчина и писатели вроде Каганова. В первый день я даже не очень представлял, что речь о Госдуме, поэтому зарисмовал свою предвыборную листовку как для кандидата района (и не зря, вот теперь она точно пригодится). Но вскоре выяснилось, что кандидат я в Госдуму, а заодно стал ясен нюанс: система партийных списков не предполагала, что эти кандидаты вообще где-то появятся, не существовало в стране участка, на котором можно было бы проголосовать за меня, Батина или Турчина. Можно было голосовать за других зеленых кандидатов, и если они набрали 95% голосов всех граждан страны, то прошел бы в Госдуму и я со своего места в партийном списке. В общем, это была чистая формальность, от которой у меня осталось только ламинированное удостоверение кандидата в Госдуму. И некоторое облегчение от того, что мне не придется дежурить на выборах наблюдателем, как два года до того — кандидатам нельзя.
Удостоверение я кинул под обложку паспорта, и пригодилось оно мне в жизни (уже давно просроченное) лишь один раз: когда в далеком городе наша некая литературная группа грузилась на рейс после веселого праздника, а одна поэтесса была настолько празднична, что не могла ни встать на ноги, ни отвечать на вопросы. Поэтому в здание аэровокзала мы ее внесли, чем вызвали подозрение полиции, которая решила барышню арестовать. Тут и пригодилось удостоверение: я со значением показал его полицейскому, выждал, пока он внимательно прочтет написанные там слова и поднимет на меня взгляд, после чего произнес: «Нам же с вами не нужны эти проблемы, верно?» Эффект был мгновенный: поэтессу отпустили под мое поручительство, мы понесли ее дальше, повторили тот же трюк при входе в самолет, и барышня благополучно долетела в свой родной город. Спасибо «Партии Зеленых»: одной бездомной поэтессой стало меньше. Уже понятно, что имея такой богатый избирательный опыт на уровне Госдумы, баллотироваться на выборах меньшего калибра уже привычно и не ново.
Глава 2: Гудковские инициативы
Но пусть даже в шутку, лежавшая в кармане корочка кандидата в Госдуму заставляла задуматься: а что будет, если вдруг — да? Что я смогу сделать? Как буду действовать? Зачем я вообще? И в голове что-то начало формироваться. Поэтому, спустя год, когда один мой добрый читатель мне прислал ссылку на инициативы Гудкова, я уже не долго думал, а записался. «Что, и ты к каценятам идешь?» — шутили мои приятели. Иду, — отвечал я.
Дмитрия Гудкова я видел один раз — на прениях в клубе с депутатом «Единой России» Пысиным, это было прекрасное остроумнейшее шоу. Женя Шестаков конечно высший мастер юмора и импровизации, к тому же понятно, что у него наверняка были заготовлены шутки заранее. Но и Гудков очень живо и остроумно импровизировал, хотя это не его профессия. Но я особенно ценю в политиках умение работать, выстраивать работу штабов и пользоваться новейшими технологиями. И вот на сайте инициативы https://mundep.gudkov.ru все оказалось организовано на высшем техническом уровне. Сама идея подкупала дерзостью и остроумием: набрать по интернету здоровенный пул кандидатов-единомышленников, помочь им подготовиться, поддержать, проконсультировать, и рвануть на муниципальные выборы. Задумка на пять с плюсом, себестоимость — малобюджетная, эффективность — огромная, движуха — мощнейшая, атмосфера — полной открытости, а чувство братства и общего дела — завораживающие. Ну как не поучаствовать?
Вариантов участия было несколько — от партии (например, «Яблоко») или самовыдвиженцем. Я выбрал самовыдвижение, потому что привык держать ответ только за себя.
Поддерживаю ли я политические взгляды Гудкова? Конечно, ведь они совпадают с моими. Не вдаваясь в политические ярлыки, саму сущность нашей общей политической модели можно описать так: в тот момент, когда Гудков начнет делать и говорить что-то, что противоречит моим взглядам, я тут же перестану его поддерживать. Потому что именно таким должно быть здоровое поведение в здоровом обществе при здоровой политической модели. И именно этого нам так сейчас не хватает в обществе. И понимание этого простого принципа делает нас полными единомышленниками.
Осталось добавить, что политические взгляды вообще не применимы на уровне района: не надо думать, будто депутат сможет изменить мир. Сделать район чуть чище, красивее, удобнее для жизни, и проследить, чтоб бюджеты не воровали — вот это можно попробовать.
Глава 3: Как стать кандидатом в кандидаты.
Я считаю, что первым делом следует обзавестись солидным чемоданчиком для документов. У меня такой как раз был — купил как-то в Кастораме. Идеально подходит для папок и документов формата A4, особенно если их немножко изогнуть. С чемоданчиком жизнь уже не будет прежней: появляется позитив, солидность и уверенность в собственном деле. Ты на верном пути.
По Конституции избираться имеет право практически любой гражданин. Для этого не надо быть членом какой-то партии или опытным чиновником. Сбор документов для самовыдвижения кандидата довольно прост: копия паспорта, справка с работы (или о роде занятий), декларация о доходах, заявление. С этим надо прийти в ТИК — территориальную избирательную комиссию района. Существует мнение, что там обитают демоны, задача которых — чинить препятствия кандидатам. Но пока это оказалось совершенно не так: у нас в комиссии Чертаново Центральное работают милейшие дамы, которые относятся к своим обязанностям крайне ответственно, но совершенно без какого-либо недоброжелательства. Все четко, доброжелательно, помогают с недостающей ксерокопией и советами по оформлению документов. А в электронной переписке подписываются «Солнышко Ясное». В общем, восторг и слезы умиления.
Приняв документы, не дожидаясь их проверки, комиссия ТИК должна срочно выписать направление на открытие избирательного счета в местном отделении Сбербанка. Избирательный счет кандидата конечно нужен для рекламной кампании, и мы конечно ее проведем: есть у меня идея один раз напечатать маленькую смешную газетку со стихами и картинками. Ну просто чтобы развеять мнение, будто муниципальный агитационный материал — это обязательно тоска, казенные слова, заведомо бессмысленные обещания и зафотошопленные толстые рожи в пиджаках, с выпученными глазами и могильным выражением лица.
Но для начала избирательный счет нужен, чтобы собрать подписи за выдвижение. Для района наших размеров (Чертаново Центральное округ 2) нужно собрать 35 подписей от прописанных совершеннолетних жителей района и еще +4 про запас. Эти подписи нужно собрать на бланках, которые вполне можно было бы распечатать на домашнем принтере. Однако по закону эту печать бланков следует легально провести по всем бумагам и счетам. Как? Либо заказать работу по изготовлению бланков в типографии, оплатив с избирательного счета, либо купить по безналу с этого счета пачку бумаги и картридж к принтеру. После чего смело печатать дома. Пока этот платеж не прошел — подписи собирать нельзя, иначе они окажутся датированы раньше, чем эта безналичная сделка века.
Наконец надо все документы, подписи и недостающие справки окончательно принести в ТИК. И если их не забракует комиссия, то ты — не кандидат в кандидаты, а просто кандидат.
Любопытно, что из недостающих справок мне осталось раздобыть справку о том, что я писатель. Потому что надо представить справку с места работы или «о роде деятельности». Но место работы у меня — «ИП Каганов Леонид Александрович». Но если в ТИК принести этот документ, то я буду зарегистрирован со словами «предприниматель», и так будет написано в бюллетене на участках. Всем ли жителям района приятно голосовать за предпринимателя? Тем более, я никакой не предприниматель — ИП было создано только потому, что заказчики моих литературных трудов, всякие издательства да кинокомпании, желают законно оптимизировать налоги, начисляя гонорары ИП вместо физлица. Если же не представить вообще никаких справок о работе — напишут «домохозяин». Мише Батину так написали на думских выборах, он был очень зол. Но если принести справку о том, что я писатель — то я буду «писатель». Осталось придумать, где ее взять.
Первая мысль была пойти в Союз Писателей России, где я числюсь с 1998 года. Но мудрый Гриценко объяснил, что в тамошнем секретариате первым делом попросят оплатить все членские взносы с 1998 года. А это самый минимум 15 тыс рублей. Гриценко уточнил, что сейчас прием в Союз Писателей стоит 12 тыс рублей (ой, в мое время бесплатно было), поэтому дешевле будет поступить как с зависшим компьютером: выйти и войти заново.
Вторая мысль была постучаться в издательство АСТ и попросить справку о том, кто им написал с десяток книжек, начиная с 2001 года и заканчивая отдельными рассказиками, выходящими и поныне. Но Коля Науменко мне не ответил на письмо, может адрес сменился.
Наконец, последняя идея — пойти в родное сценарное агентство Стардаст, с которым у меня контракт, и попросить справку. Но тут надо как-то тонко сформулировать, что работа моя именно писательская, хоть и на ниве сценаристики. А то напишут на избирательном стенде «сценарист», а это уже звучит как кукловод и политтехнолог.
Глава 4: Приключения в Сбербанке.
Избирательный счет мне почти открыли, его номер XXX10810638009000362, но Христом богом прошу ничего мне туда не присылать! Я даже скрыл первые три цифры. Нет, возможно потом, когда квест регистрации будет завершен, я может и обращусь к вам с просьбой скинуться по 100 рублей на газетку, но это потом, и сделать это очень непросто: анонимные платежи на этот особый счет не принимаются, пожертвование можно оформить только особым образом. От всех подозрительных платежей кандидат по закону обязан немедленно избавляться: перекидывать их на счет СД МО Чертаново Центральное от греха подальше, чтоб его не обвинили в мутном финансировании или получении средств от врагов Родины. Но на первом этапе кандидату нужно внести туда рублей 500 «собственных средств кандидата» чтобы официально оплатить печать подписных листов.
Но открыть счет оказалось делом не одного дня. Начальник отделения оказался человеком очень приветливым, внимательным и вежливым. Он дал мне свою визитку и занялся делом собственноручно. Но что-то пошло не так: счет не хотел открываться день за днем, электронный банк не желал включаться, и даже банковская касса висла при попытке положить собственные средства кандидата. Особенная проблема вышла с ИНН: в первый же день я выложил на стол листок с ИНН, но оказалось, что ИНН не нужен. Спустя два часа директор филиала позвонил мне и сказал, что ИНН, как оказалось, нужен. И я его продиктовал. Потом оказалось, что нужна и сама бумажка, и ее надо принести. Потом оказалось, что не нужна. В сердцах я выхватил из чемоданчика свой ксерокс и насильно вручил его сотрудникам банка — вдруг понадобится. И вот это я сделал зря — из-за этого еще долгих четыре дня счет не мог открыться.
Вы небось уже подумали, что это Сбербанк виноват и все напутал? А я вам скажу так: человеческий фактор есть человеческий фактор. Грех винить Сбербанк, если ты сам дурак и ксерокс ИНН перепутал в своем чемоданчике с ксероксом ОГРН. Который и был отправлен в центральный офис с пакетом документов, и открытие счета блокировалось.
Но к счастью, проблемы удалось решить, счет открыт, платеж в типографию переведен, и начался увлекательный квест сбора подписей. Продолжу завтра.
это перепост заметки, оригинал находится на моем сайте: http://lleo.me/dnevnik/2017/07/19.html