lleo (lleo) wrote,
lleo
lleo

Category:

Тритиевый брелок

это перепост заметки, оригинал находится на моем сайте: http://lleo.me/dnevnik/2016/12/03.html

В связи с интересом к имплантируемым чипам я читаю коммюнити по имплантантам и нашел любопытный пост: https://www.facebook.com/groups/RussianRFIDImplants/permalink/1817328078515546 Обсуждается некий экспериментатор, якобы имплантировавший себе под кожу светящийся тритиевый брелок:

Не будем вдаваться в обсуждение смысла и адекватности такой имплантации, но здесь мы узнаем немного о самих брелках. Напомню: непрерывно светящиеся тритиевые брелки давно имеются в продаже (по цене чуть выше, чем сувениры), и их принцип в том, что в крошечной капсуле запаян радиоактивный изотоп водорода тритий, который испускает частицы, заставляющие светиться люминофорное покрытие, которым покрыто стекло капсулы изнутри:

Утверждается, что оболочка из прозрачного пластика, куда кладут такую капсулу, полностью поглощает вредное бета-излучение, поэтому такой брелок безвреден. У меня есть такой брелок на ключах от машины, и ни гамма, ни бета-дозиметр не показывает ничего.

Однако из поста Volcheck Alexander мы узнаем интересные подробности — предполагается, что китайцы ставят в брелки не тритий, а криптон:

Volcheck Alexander: Тот, кто помнит физику старших классов, тот поймёт, что тритий в течение примерно 20 лет распадается на гелий-3, электронное антинейтрино и, собственно, электрон, который вызывает свечение люминофора. Излучение слабое и безопасное. Пока не знаешь, что килограмм трития стоит 30 миллионов долларов, и что криптон-85 обладает такими же свойствами, и даже светится ярче, и период полураспада такой же, и что это отходы и стоят копейки. И абсолютно все «тритиевые» светильники, доступные на рынке содержат криптон-85. А в спектре его излучения 0,5% вполне себе гамма-кванты. Обнаружить это можно. Но не бытовым дозиметром. В принципе все они абсолютно безопасны. Если их не принимать внутрь организма на длительный срок.

В этой связи мне давно хотелось опубликовать мини-исследование Vladimir Seregin, который серьезно подошел к изучению такого брелка:

Date: 30.06.2015, 15:35
From: Vladimir Seregin
To:   Leonid Kaganov <lleo@lleo.me>
Subj: Результаты измерения активности тритиевого брелока

Добрый день, Леонид,

Большое спасибо вам за радиоактивно-просветительскую работу в блоге и в Максиме. Из вашего блога узнал про доступные для заказа тритиевые брелоки, решил заказать и посмотреть, действительно ли они настолько безопасны, как об этом заявляют производители. В обсуждении к вашей заметке про тритиевый брелок http://lleo.binoniq.net/2015/04/21_1.html была высказана мысль, что в китайском тритии могут быть примеси чего-нибудь не такого безопасного и возникла идея проверить это.

В московском интернет-магазине за 500 рублей был заказан вот такой маркер (правда пишут, что производство Швейцария) с активностью трития, если верить производителю, менее 1ГБк.

Брелок, просто из спортивного интереса, сразу был измерен обычным дозиметром и альфа- бета- радиометрами, но тут, как и должно было быть, никаких результатов получено не было. Понятно, что искать надо было тормозное рентгеновское излучение, но такого дозиметра под рукой не оказалось. Зато нашелся полупроводниковый гамма-спектрометр с расширенным диапазоном, на котором брелок немедленно и был измерен. Как и ожидалось, маркер довольно интенсивно светит ровным рентгеновским светом с максимумом в области энергий от 14 до 17 кэВ. Никаких других значимых гамма-излучающих примесей найдено не было. На картинке внизу – общий спектр, вверху крупно – мягкая область:

 

Излучение с такой энергией, если верить справочникам, имеет довольно неплохой пробег на воздухе и в воде поглощается в слое 7 мм. Таким образом, например, при ношении в кармане вместе с ключами, создаются прекрасные условия для облучения ценных репродуктивных органов. Чтобы оценить дозу, которую может дать такой брелок, на 1,5 месяца к нему на расстоянии 1 мм был примотан термолюминисцентный литий-фторовый дозиметр ДТГ-4. За 43 дня измерения дозиметр накопил 4 мЗв, т.е. 93 мкЗв/сутки, т.е. 3,88 мкЗв/ч. Это, мягко говоря, многовато, не будь это мягким рентгеновским излучением, которое не обладает большой проникающей способностью. Если грубо прикинуть, при ношении такого маркера в кармане брюк, вплотную к гонадам 24 часа в сутки (понятно, что это сферический конь в вакууме, но СанПиН 2.6.1.3239-14 по тритиевым источникам света никого в этом не ограничивает) эффективная годовая доза на гонады пользователя составит 6,8 мЗв. Если не брать в расчет гонады, а просто прикинуть дозу на кожу при ношении вплотную к телу, то получается 0,34 мЗв/год. Такие значения, если сравнивать с НРБ 99/2009, значительно превышают допустимые дозы облучения для населения.

Конечно, страшного ничего не случится, лучевых ожогов и лучевой болезни не возникнет, но, с точки зрения здравого смысла и принципа АЛАРА, надо хорошо себе представлять для чего такой маркер нужен и не таскать его с собой, когда такой необходимости нет.

Остается вероятность какой-либо погрешности измерений, или ошибки в расчетах, поэтому эксперимент неспешно будет повторен. Причем интереснее будет посмотреть распределение доз на разных расстояниях от маркера, но это уже если руки дойдут))

С уважением, Владимир.

П.С. Если вы дочитали до этого места, пожалуйста, дайте знать, что письмо не ушло в спам и все-таки было прочитано. Спасибо.


 
Какой мы можем сделать вывод? Т.н. «тритиевый» брелок, из чего бы он ни был сделан, конечно превышает СанПиН, однако вряд ли можно говорить о серьезном вреде, который он мог бы нанести. Хотя, разумеется, без пластиковой оболочки зашивать такое под кожу я бы точно никому не рекомендовал.



это перепост заметки, оригинал находится на моем сайте: http://lleo.me/dnevnik/2016/12/03.html
Tags: радиация
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments