lleo (lleo) wrote,
lleo
lleo

Categories:

кино - МАРСИАНИН

это перепост заметки, оригинал находится на моем сайте: http://lleo.me/dnevnik/2015/10/25.html

Мы не заметили жука
и рамы зимние закрыли.
А он живой, он жив пока,
жужжит в окне, расправив крылья...
И я зову на помощь маму:
Там жук живой! Раскроем раму!

Агния Барто


Посмотрел новый фильм «Марсианин», это отличный фильм. Особенно он ярок на фоне всего того космического говна, что наснимали за последние пять лет. И даже как бы он сделан с назиданием им всем: вот так, мол, надо.

Самый отстой, как я уже говорил, это был «Интерстеллар». Бесконечно унылая кукурузная история с картонными декорациями прошлого века и совершенно бредовым сюжетом, который в пиар-кампании фильма продавали неискушенным умам под ярлыком «это про науку». Хотя любой фильм о космосе — про науку, даже, прости господи «Проект Прометеус». Которому марсианин тоже утер нос, показав, как надо снимать бурю.

В «Интерстелларе», не отличавшемся ни научной, ни эмоциональной достоверностью, был мимолетный эпизод, когда одного члена экипажа герои забыли на планете (ну не успел запрыгнуть в шлюпку) и, не рефлексируя по этому поводу, с чистой совестью вернулись на свою космическую базу. Где их 20 лет терпеливо ждал еще один их товарищ, тоже не особо рефлексируя по двум десяткам лет бездарно прожитой жизни. Потом там еще был колонист-одиночка, превратившийся в маньяка... В общем, не будем о грустном.

«Марсианин» — наоборот. Он выпорол их всех, показав эти ситуации с другой стороны: оказывается, потерявшегося члена экипажа следует пытаться спасти всеми силами. Два года жизни — это вечность. А одинокий робинзон неизбежно оказывается мастером жизнелюбия, оптимизма, изобретательности и находчивости — как и положено белому Робинзону. Иначе кого там вообще в отряд космонавтов набирают?

Если героиня «Гравитации» была полной дурой и лохушкой, которая весь фильм истерила, была невнимательной, делала глупости и пыталась вспомнить элементарные знания, которые обязана помнить как астронавт, то в «Марсианине» герой не делает ошибок — он борется со стихией и обстоятельствами. «Гравитация», заметим, была все же не самой последней в рядах космического говна. Но «Марсианин» и ее сделал многократно. А заодно ткнул носом в различные ошибки типа развевающегося в космосе парашюта.

Еще одна интересная особенность «Марсианина» — в нем нет лирической линии. В нем герой не объясняется в любви, не вздыхает о былых разлуках и вообще не занимается, черт вас возьми, половой проблемой. Потому что хоть в одном фильме на миллион должны быть у героя проблемы посерьезней, чем поиск самки для спаривания и брачного танца, тупая вы жрущая масса! Это очень смелый ход для современного фильма — отказаться от лирической линии.

На этом фоне даже использование деревянного христианского крестика в качестве щепы для растопки установки синтеза воды из водорода — даже это выглядит менее смелой научной идеей. Хотя это второй беспрецедентный вызов всей современной цивилизации, занятой только вопросами перепиха и мракобесия.

Ну а третья интересная особенность фильма — в нем нет антигероя. Здесь отсутствует злодей, предатель и завистник. Здесь есть свои разногласия в НАСА, но нет зла: все самоотверженно работают на общее дело — на космос. Это тоже беспрецедентный отход от канона — последний раз такая идиллия встречалась в произведениях советских фантастов-утопистов.

Иными словами, пару часов робинзон, волею судеб оставшийся один на Марсе, борется с гибелью при помощи мужества, оптимизма, профессиональных знаний и сообразительности. А ему помогают в этом все остальные земляне по ту сторону радиосвязи (которая тоже стала возможной не без его остроумных решений). И смотрится эта робинзонада черезвычайно интересно. И оставляет фильм по окончании не радость за дуру, которая нашла таки в автомобиле педаль сцепления. И не ложное чувство посвящения в академики, когда тебе с экрана пытались объяснить главу школьного учебника про теорию относительности и гипотезы чревоточин, а ты лох-лохом, но вроде что-то понял. Нет. Оставляет фильм гордость за человечество, заряд оптимизма и тягу к знаниям. Вот за это большое спасибо, такого космоса нам давно не хватало.

Любопытный политический момент: в фильме нет России. Совсем. Есть англосаксы, есть немцы, мексиканцы, есть могущественное НАСА, и есть слегка загадочные, но тоже могущественные китайские друзья, готовые, если надо, протянуть братскую руку помощи в трудную минуту. А вот России с ее космическими технологиями в фильме нет вообще. Вероятно, она в описываемое время занята чем-то иным: бомбит Воронеж, молится, торгует газом, гордится своей победой в войне прошлого века или кричит проклятия бездуховной Гейропе. Но в межпланетной космической киноистории нынешнего года ей места не нашлось. И это тревожный признак. Может, какие-то патриоты будут кричать, что в этом очередной заговор Госдепа — не изображать Россию среди участников интересных космических приключений близкого будущего. А я думаю, что создатели фильма просто выражают современные интересы зрителя. Которые заключаются в потере интереса к России как к партнеру, как к интересному собеседнику, и даже как к космической державе. Тем более, что никаких космических прорывов у России объективно нету, увы, уже долгие годы. А мантра о первом в мире космонавте Гагарине не может держать страну в космическом топе веками. Зато своим дикарским поведением и истошным желанием «заставить себя уважать» Россия добилась ровно противоположного эффекта: уважать нас перестали. И фильм «Марсианин», увы, тому подтверждение — пусть косвенное и невольное.

Но фильм хороший — интересный, красивый, искренний, научный и очень оптимистичный. Рекомендую.



это перепост заметки, оригинал находится на моем сайте: http://lleo.me/dnevnik/2015/10/25.html
Tags: кино
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments